Слово «граффити» происходит от итальянского «
graffito», то есть «нацарапанный». Однако между «неофициальными» надписями типа «куплю-про
дам», обнаруженными при раскопках на стенах римского форума, и современным искусством граф
фити существует огромная дистанция. Дистанция не столько даже временная, сколько стилистич
еская. Да и «царапать» среди серьезных мастеров сегодня не принято: наждачная бумага или с
кажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же г
раффити происходит именно от выведенных неумелой рукой надписей типа: «Здесь был …» Конечн
о, не все настенные надписи страдали излишней простотой. Попадались среди них и проникнове
нные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы с помо
щью надписей на стенах изливали душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли п
оследними словами неугодных правителей. Иной раз граффити становилось даже источником
вдохновения. Слово «рок», начертанное по-гречески на стене собора Парижской богоматери
, подвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столе
тия граффити воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения.
Словарь граффити.
Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, который, как правило выполняется с помощью "bubble letters" и отражает название команды или имя самого райтера. Распространенные цвета – черный/серебряный (белый) и желтый/красный.
Crew – несколько райтеров, объединенных в одну команду.
Writer – райтер – художник, рисующий граффити.
Tag – тэг – подпись райтера. Выполняется с помощью краски или маркера одного цвета.
Piece (от «masterpiece», шедевр (англ.)) – рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, степень дерзости райтера. Выполняется с помощью краски; количество цветов не ограничено.
Burner – особо яркий и выдающийся рисунок (имеет значение количество использованных цветов, а также размер).
Background – фон, на котором помещается основная часть рисунка.
Taggers – тэггеры – художники, оставляющие на стенах и других поверхностях исключительно свои подписи в виде логотипов.
Cap – кеп, кэпс – насадка на баллон. Существуют различные типы насадок, позволяющие регулировать толщину линии.
To piece – создавать рисунок (piece).
To kill – полностью зарисовать стену, вагон (например: He killed thе whole car).
To rack some cans – воровать баллоны. Изначально большинство райтеров воровали краску в магазинах хозяйственных товаров.
Yard, train yard – депо, отстойник для поездов
Whole car – рисунок, занимающий всю поверхность вагона.
Filling – зарисовка внутри контура (кроме прорисовки деталей).
To fill in – заполнять контур.
Highlights – блики, которые наносятся на рисунок в последнюю очередь и помогают в создании ощущения завершенности.
Wild style – стиль написания букв, который основан на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые рисунки, выполненные в этом стиле, практически нечитаемыми.
Bubble letter – один из самых старых стилей написания букв в граффити, в котором главное – мягкость и объемность их форм.
Daim style – псевдотрехмерный стиль, выполненный без контура, в котором основной акцент сделан на тенях.
Blackbook, piecebook, sketchbook – блокнот, в котором райтер делает зарисовки.
Sketch – набросок, эскиз. Может быть как черно-белым, так и цветным.
Toy – 1) неопытный граффитист; 2) человек, который занимается граффити не из любви к искусству, а по каким-либо другим причинам.
To bite – копировать чей-либо стиль.
To buff – закрашивать рисунок. Зачастую закрашивание делается по распоряжению городского начальства.
To cross out –нанести свой рисунок поверх рисунка другого райтера. Считается актом неуважения.
Стили граффити
Бабл (Bubble)
В переводе с английского это слово означает «пузырь». Буквы, нарисованные в этом стиле, округлялись, становясь почти неотличимыми друг от друга, и производили впечатление «надутых», похожих на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. При создании рисунка использовалось, как правило, небольшое количество цветов. В основном это были два-три контрастных цвета, например: черный и белый, черный и серебряный и т. д. Этот стиль довольно прост в освоении; создание рисунка занимает очень мало времени. Поэтому чаще всего бабл используется для нелегального и быстрого рисования в оживленных местах (метро и т. д.). Размеры рисунка могут варьироваться: от полуметра в длину и высоту до десятков метров(!) Чаще всего этот стиль используется для бомбинга. (Бомбинг – это процесс, похожий на тэггинг, однако надписи становятся значительно крупнее, и в их создании обычно используются краски нескольких цветов.) Бомбят чаще всего в «сложных» местах, то есть, в таких, куда трудно добраться и где сложно рисовать. Однако рисунок должен находиться на видном месте, чтобы его могло видеть как можно большее количество людей.
«Дикий» стиль (Wild Style)
Название хорошо отображает суть стиля. Кто-то округлял буквы, а кто-то, наоборот, старался их как можно больше «сломать», загнуть и окончательно запутать. Этот стиль отличается прежде всего нечитабельностью надписей. Слова настолько запутанны, что иногда даже бывалым райтерам (не говоря уже о простых людях) не под силу разобрать, что же написано на стене их коллегами. И только сами представители этого стиля способны прочитать зашифрованный текст. Сложности в прочтении вызваны прежде всего тем, что граффитисты снабжают буквы дополнительными элементами, сбивающими читателей с толку. Эти элементы либо отходят от букв в разных направлениях и последовательности, при этом переплетаясь между собой, либо подведены к другим буквам слова, образуя с ними единое целое. И подчас разобрать, где заканчивается одна буква и начинается следующая, способны только опытные эксперты граффити. Используются также различные стрелки, круги и другие фигуры, не относящиеся к буквам, но усложняющие общий вид рисунка. Часто созданию полной неразберихи способствует также и раскраска. Представители «дикого» стиля обычно используют очень много различных цветов и оттенков, которые не обязательно должны сочетаться между собой. Однако этот стиль и задумывался для того, чтобы рисунки были красивыми, яркими и непонятными, а также привлекали всеобщее внимание своей неординарностью. Сам стиль довольно сложен в исполнении; выполнение рисунка занимает много времени. Необходимо нарисовать прямые и четкие линии, раскрасить все и нигде не ошибиться. Придумать рисунок тоже довольно сложно, поэтому чаще всего он рождается в спокойной обстановке, в тихом месте, где ничто не должно мешать граффитисту полностью посвятить себя любимому занятию. Размеры рисунков колеблются от 1,5 до 10 (и больше) метров в длину и от 0,5 до 2 метров в высоту. Используется три-четыре цвета. Существует множество разновидностей стиля.
Стиль Дайма (Daim style), или 3D-стиль
Стиль, придуманный относительно недавно, в 90-е годы ХХ века. Назван по имени своего создателя, немецкого граффитиста Дайма, который входит в одну из известнейших на сегодняшний день команд FX Cru. Этот стиль отличает полный, абсолютный объем букв, которые кажутся трехмерными. Он по праву считается самым сложным из всех стилей граффити. Придумать рисунок очень сложно: для этого необходимо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением. Далеко не каждый граффитист способен работать в этом стиле, требующем также длительных тренировок. Важно также наличие таланта.
Чаще всего работы в этом стиле выполняются на заказ. 3D очень сложен в исполнении, требует много краски, времени, хорошей поверхности и спокойной обстановки. Часто стиль применяется в оформлении различных клубов, рекламе и т. д. Из всех стилей этот наиболее зрелищен и производит самое глубокое впечатление на зрителей (в том случае, если он выполнен качественно). Размеры рисунков – от нескольких дм2 до 10 метров в длину и 3 – 5 (бывает и больше) в высоту. Используется различное количество цветов (4 – 5 и больше), сочетающихся друг с другом, чаще всего ярких. Часто рисункам придают «металлический» вид. Широко используется игра света и тени.
Граффити развивалось, качество рисунков становилось все лучше и лучше, возникали все новые стили, тенденции и направления. Постепенно граффитисты начинали добавлять к словам различные изображения: это могли быть изображения людей, вымышленных персонажей, животных и т. д. Персонажам придавались эмоции, движения; из их губ, казалось, доносились какие-то фразы. Распространенным приемом было изображение лица человека с полуоткрытым ртом, из которого и выносилось слово, написанное рядом в виде надписи. Со временем граффитисты стали рисовать изображения без надписей. Такое направление граффити получило название керекс (characts), от англ. слова «character» – персонаж, характер. В принципе, этот стиль не столь сложен, как Вайлд или Дайм, однако и он требует некоторой подготовки и таланта, а также большого количества краски различных цветов. Большие и красивые кереки рисуются чаще всего на заказ. Некрупные и забавные – для собственного удовольствия. Однако в любом случае процесс требует времени, удобного места и большого количества краски. Немногие рисуют кереки; как правило, эти художники практически не занимаются шрифтами (и наоборот). Размеры кереков – от квадратного метра до трех в длину и столько же в высоту. Количество цветов – не меньше 5 – 7. Желательно также наличие ровной и качественной поверхности.